Книга Йехошуа

Глава 22

  1. Тогда призвал Йехошуа колена Реувена, Гада и половину колена Менаше.

    «Тогда» - имеется в виду после завоевания и раздела Кнаана между коленами.

    Хоть здесь и не указано, куда именно призвал Йехошуа колена, получившие наделы к востоку от реки Иордан, из того, что будет сказано в предложении №9 следует, что он призвал их в Шило. Вместе с тем Мальбим считает, что они явились к Йехошуа в город Тимнат Серах, который тот получил во владение, как было сказано в главе 19, предложении №50.

  2. И сказал им: «Вы выполнили все, что велел вам Моше, раб Господа, и слушали голос мой во всем, что я вам приказывал.

    Йехошуа возвращается к разговору, описанному в главе 1, когда он сказал этим коленам: «Помните то, что велел вам Моше, раб Господа, говоря...» (предложение №13), и речь шла о том, что эти, уже получившие свои наделы колена, должны были перейти Иордан и участвовать в завоевании Кнаана в качестве авангарда. Так как колена Реувена, Гада и половина колена Менаше именно это и сделали, сейчас им Йехошуа говорит: «Вы выполнили все, что велел вам Моше, раб Господа...».

    В главе 1, предложениях №16-18 сказано также, что ответили тогда Йехошуа эти колена, а они ему пообещали: «Все, что ты велел – сделаем, и всюду, куда пошлешь ты нас – пойдем...», «Так же, как мы слушали Моше, так же будем слушать тебя...». Теперь им Йехошуа говорит о том, что их обещание выполнено.

  3. Не оставляли вы братьев ваших уже много дней до сегодняшнего дня, и соблюдали охрану заповеди Господа, Бога вашего.

    Так как период завоевания Кнаана длился семь лет, а потом еще семь лет длился период разделения Кнаана между коленами, получается, что эти люди отсутствовали на своей земле и были разлучены со своими семьями в течение четырнадцати лет.

    Смысл фразы «соблюдали охрану заповеди» состоит в том, что все это время люди этих колен посвятили служению Богу.

  4. И сейчас дал спокойствие Господь Бог ваш братьям вашим, как Он говорил им, и сейчас повернитесь и идите себе к шатрам вашим, к земле владения вашего, которую дал вам Моше, раб Господа, за Иорданом.

    В главе 1, предложении №15 Йехошуа сказал этим коленам, что они должны будут участвовать в завоевании Кнаана «до тех пор, пока не даст спокойствие Господь и вашим братьям так же, как дал вам, и пока и они не унаследуют землю, которую Господь Бог ваш дал им...», а в конце прошлой главы сказано «И дал спокойствие Господь им вокруг...», то есть сейчас Йехошуа говорит этим коленам о том, что условие их возвращения за Иордан выполнено.

    «Как Он говорил им» - имеется в виду то, что Бог сказал через Моше (Дварим 3, 20), когда колена Реувена, Гада и половина колена Менаше получили указание перейти Иордан и вместе с другими коленами завоевывать его, пока в Кнаане не воцарится спокойствие.

    Йехошуа использует здесь фразу «к шатрам вашим», несмотря на то, что, как сказано в Торе (Бамидбар 32, 34-42), колена Реувена, Гада и половина колена Менаше уже успели построить за Иорданом города, в которых поселились их семьи. Причина этому состоит в том, что после сорока лет странствий по пустыне слово «шатер» стало синонимом слова «жилище», как пишет «Хоиль Моше».

  5. Только очень старайтесь соблюдать Заповедь и Тору, как приказал вам Моше, раб Господа, любить Господа, Бога вашего, и ходить всеми путями Его, и соблюдать заповеди Его, и прилепиться к Нему, и служить Ему всеми сердцами вашими и всей душой вашей».

    «Заповедь», по мнению Рамбана – это совокупность всех заповедей Торы, а «Тора» - это ее духовный смысл.

  6. И благословил их Йехошуа, и отослал их, и пошли они к шатрам их.

    После завершения вышеприведенной речи, Йехошуа произнес заключительное благословение этих колен, которое в Книге Йехошуа не приводится.

    Затем Йехошуа отослал их домой, и в этот момент он выступал в роли военачальника, демобилизующего своих солдат.

    И несмотря на то, что здесь написано, что они двинулись в путь в направлении восточного берега Иордана, очень может быть, что они еще не вышли в путь, а только начали собираться, так как о том, что они пошли, будет сказано ниже, в предложении №9. А может быть, что они сразу же пошли, но так как два следующих предложения представляют собой вставку, в которой идет речь о половине колена Менаше, в предложении №9 опять будет сказано, что они вышли в путь.

  7. И половине колена Менаше дал Моше в Башане, и половине его дал Йехошуа с братьями их к западу от Иордана, и также их отослал Йехошуа к шатрам их и благословил их.

    Существует несколько причин того, почему к той половине колена Менаше, которая поселилась к востоку от Иордана, отношение несколько другое, чем к коленам Реувена и Гада. Одна из причин состоит в том, что, как было сказано выше, половина колена Менаше поселилась на землях, которые принадлежали их отцу, Йосефу, и которые тот получил, будучи премьер-министром Египта.

    Кроме того, как говорит Рамбан, сначала просить земли к востоку от Иордана пришли колена Гада и Реувена, а половины колена Менаше с ними не было. Но когда Моше начал делить между ними завоеванную территорию выяснилось, что эти колена недостаточно многочисленны, чтобы всю ее заселить, и тогда он объявил, что тот, кто хочет, может занять пустующие территории к востоку от Иордана, и половина колена Менаше согласилась.

    В конце нашего предложения имеется в виду та половина колена Менаше, которая получила земли к востоку от Иордана.

  8. И сказал он им, говоря: «С великим имуществом возвращайтесь к шатрам вашим, и с очень великим богатством в серебре, и в золоте, и в меди, и в железе, и в очень большом количестве одежды, поделите трофеи врагов ваших с братьями вашими».

    Комментаторы расходятся во мнениях о том, кому именно сказал это Йехошуа: всем коленам, поселившимся к востоку от Иордана, или только половине колена Менаше?

    Большинство комментаторов, в том числе «Мецудат Давид» и «Даат Микра», говорят, что здесь Йехошуа обращается ко всем коленам. Но из того, что говорит Раши, следует, что он считает, что здесь Йехошуа обращается только к половине колена Менаше, и когда речь идет о том, чтобы поделить трофеи с братьями, речь идет о том, чтобы поделиться с коленами Реувена и Гада. Раши по-всей видимости основывается на объяснении Радака, который считает, что, выбрав в надел земли к востоку от Иордана, колена Реувена и Гада лишили себя права претендовать на часть трофеев, захваченных в Кнаане, а половина колена Менаше, которая согласилась поселиться к востоку от Иордана только после того, как об этом попросил Моше, этого права не лишилась.

    Раши приводит еще одно, дополнительное объяснение, из которого следует, что все-таки может быть, что Йехошуа обращался не только к половине колена Менаше, а еще и к коленам Реувена и Гада, и когда он призывает поделиться с братьями, речь идет о той части этих колен, которая осталась за Иорданом для охраны земель от нападения с востока, и которая в войне не участвовала. Так же считает «Мецудат Давид».

    «Даат Микра» считает, что, когда говорится о разделе трофеев с братьями, речь идет о разделе добычи с коленами, получившими наделы к западу от Иордана, включая тех, кто занимался охраной лагеря, логистикой и т.д. и непосредственно в войне не участвовал, а также с теми, кто остался к востоку от Иордана, то есть речь идет обо всем еврейском народе.

    Кроме того «Даат Микра» замечает, что в Торе не содержится никакого обещания того, что колена, поселившиеся к востоку от Иордана, будут иметь право на часть трофеев, захваченных к западу от него. Вместе с этим, так как эти колена проявили себя самоотверженными и отважными воинами, Йехошуа счел правильным поделить с ними захваченные к западу от Иордана трофеи, и именно это является тем благословением, которым он их благословил.

  9. И вернулись, и пошли сыны Реувена, и сыны Гада, и половина колена Менаше от сынов Израиля, из Шило, который в Земле Кнаан, идти к Земле Гилада, к земле владения их, которой они завладели в соответствии со словами Господа, сказанными Моше.

    Здесь, и вообще в этой главе, слова «сыны Израиля» означают те девять с половиной колен, которые получили наделы в Земле Кнаана, то есть к западу от Иордана.

    Под словами «Земля Гилада» имеются в виду все территории, принадлежавшие евреям к востоку от Иордана. И, если разобраться, то получится, что каждое из поселившихся к востоку от Иордана колен владело какой-либо частью Гилада: Колено Реувена владело южной половиной Гилада, колено Гада – северной, а половина колена Менаше поселилась, в частности, в окрестностях Маханаим, который являлся самой северной точкой Гилада.

  10. И пришли к Глилот ха-Йарден, который в Земле Кнаана, и построили сыны Реувена, и сыны Гада, и половина колена Менаше там жертвенник на Иордане, большой жертвенник для вида.

    Глилот ха-Йарден – это степи Иордана, и по-всей видимости здесь идет речь о районе Гилгаля, так как, как мы уже видели выше (см. комментарий к главе 15, предложению №7), слово «глилот» является синонимом слову «гилгаль». А из того, что здесь сказано, что этот самый Глилот ха-Йарден находился в Земле Кнаана следует, что жертвенник был построен на западном берегу Иордана.

    Смысл этого предложения в общих чертах понятен: колена, получившие земли к востоку от Иордана, по пути домой зачем-то построили на берегу Иордана большой жертвенник, непонятно только, что такое жертвенник «для вида». Разные комментаторы объясняют это по-разному. «Мецудат Давид» говорит, что этот жертвенник не был предназначен для принесения жертв, а построен был лишь для вида (пока непонятным остается, зачем было тратить время и силы на строительство большого бесполезного сооружения). Из того, что говорит Ральбаг можно сделать вывод, что он придерживается такого же мнения.

    «Даат Микра» говорит, что фраза «для вида» означает, что этот жертвенник обладал такими размерами, что его было видно издалека. Кроме этого «Даат Микра» замечает, что функционировавший в то время жертвенник временного Храма в Шило своими размерами не выделялся: его высота была всего лишь три локтя, что составляет примерно полтора метра.

  11. И услыхали сыны Израиля, говоря: «Вот, построили сыны Реувена, и сыны Гада, и половина колена Менаше жертвенник напротив Земли Кнаана, в Глилот ха-Йарден, на стороне сынов Израиля».

    Слух об этом жертвеннике распространился среди евреев, поселившихся в Кнаане, и им это очень не понравилось.

    Несмотря на то, что на основании сказанного в предыдущем предложении, мы вроде-бы определились с тем, что жертвенник был построен на западном берегу Иордана, это предложение снова вносит неясности. С одной стороны, здесь сказано, что жертвенник был построен «напротив Земли Кнаана», то есть не в самом Кнаане, а рядом с ним, то есть на восточном берегу Иордана. Но затем сразу же говорится о том, что он находился «в Глилот ха-Йарден, на стороне сынов Израиля»! Эта проблема явилась причиной споров мудрецов, составителей Мишны (так называемых «танаим»). В соответствии с одним из мнений жертвенник был построен ни на западном берегу Иордана, ни на восточном, а в пойме реки Иордан, то есть в том ее участке, который затапливался водой, когда Иордан разливался. Часть мудрецов считала, что пойма Иордана представляла собой ничью территорию, другая часть относила и пойму, и сам Иордан к Кнаану, а третья считала, что Иордан с его поймой относился к территориям, лежавшим к востоку от Иордана. Следует заметить, что существует еще одно мнение, что Иордан представляет собой особую территориальную единицу, ни к Кнаану, ни к восточным территориям не относящуюся. Кроме того, часть мудрецов считала, что жертвенник все же был построен на суверенной территории колен, поселившихся к востоку от Иордана, то есть к востоку от Иордана, и того же мнения придерживался Йосиф Флавий. «Даат Микра», напротив, говорит, что жертвенник был построен к западу от Иордана, и приводит в доказательство этому логичную аргументацию. Забегая вперед, можно сказать, что поселившиеся к востоку от Иордана колена действительно построили жертвенник не для того, чтобы приносить на нем жертвы, а чтобы показать своим потомкам, что и они принадлежат к еврейскому народу, служат еврейскому Богу и поклоняются Ему в Его Храме, и что Иордан не является границей, и поэтому, прежде, чем перейти Иордан, они оставили свидетельство этому в Земле Кнаана, то есть к западу от реки Иордан.

  12. И услыхали сыны Израиля, и собрались вся община сынов Израиля в Шило восстать на них армией.

    В Шило собрались не все представители колен, поселившихся в Кнаане, а лишь их начальство, то есть старейшины, главы колен и судьи. И начальство это сначала думало начать войну против построивших жертвенник колен, но затем, как будет сказано ниже, решило сначала послать к ним делегацию, чтобы выяснить, что за дела, и попытаться вернуть их на путь истинный.

    Причину нетерпимого отношения к построенному возле Иордана жертвеннику объясняет Ральбаг. Дело в том, что в Торе содержится запрет строить общественные жертвенники в то время, когда есть Храм, а сразу же после того, как после периода завоевания наступил мирный период, были запрещены даже частные жертвенники. Поэтому строительство этого жертвенника было расценено евреями Кнаана, как бунт против Бога. Ральбаг также приводит события, случившиеся в более поздний период и описаные в других книгах Танаха, когда евреи начали строить жертвенники вне Храма, что привело к повсеместному идолопоклонству, и говорит, что еврейское начальство сочло себя обязанным искоренить зло, пока оно не распространилось, потому что, во-первых, так сказано в Торе, и во-вторых, потому что, когда в более поздний период евреи этого сразу же не сделали, распространившееся идолопоклонство привело в конечном счете к изгнанию евреев из Кнаана и к гораздо большим жертвам и разрушениям.

  13. И послали сыны Израиля к сынам Реувена, и к сынам Гада, и к половине колена Менаше в Землю Гилада Пинхаса бен Элазара ха-Коена.

    Пинхас бен Элазар ха-Коен был назначен главой делегации, потому что он уже доказал свою верность Богу во время событий, описаных в Торе (Бамидбар 25), когда он своими решительными действиями спас еврейский народ от уничтожения.

  14. И десять старейшин с ним, по одному старейшине дома отцов от всех колен Израиля, и мужи главы дома отцов их они для тысяч Израиля.

    Вместе с Пинхасом за Иордан отправились десять глав колен, поселившихся в Кнаане. Эти люди являлись также главами дома отцов их колена, то есть им подчинялись главы домов, которые в свою очередь делились на семьи и т.д. Главы колен названы здесь также мужами, что подчеркивает их важность. «Тысячи Израиля», в свою очередь, это – семьи того или иного колена, и Книга Йехошуа приводит все эти титулы, вместо того, чтобы просто написать «главы колен», для того, чтобы подчеркнуть их значимость и высокое положение в обществе.

    Кроме того, во фразе, говорящей о том, что эти люди были главами тысяч Израиля, содержится намек на то, что каждый из них, в случае неблагоприятного исхода переговоров, мог легко задействовать армии колен, так как по совместительству занимал должность главнокомандующего армии колена (вроде президента США в настоящее время), которая называлась тогда «сар алафим» (שר אלפים), что в переводе на русский означает «командир тысяч».

  15. И пришли к сынам Реувена, и к сынам Гада, и к половине колена Менаше в Землю Гилада, и говорили с ними, говоря:

    Очевидно, делегация пригласила глав колен Реувена, Гада и половины колена Менаше в определенное место за Иорданом, где и состоялась беседа.

  16. «Так сказала вся община Господа: «Что это за предательство, которое совершили вы по отношению к Богу Израиля, отвернувшись сегодня от Господа, когда построили себе жертвенник, чтобы бунтовать сегодня против Господа?

  17. Разве мало нам греха Пэора, от которого не очистились мы до сегодняшнего дня, и был мор в общине Господа?

    Здесь члены делегации напоминают об описанных в Торе (Бамидбар 25) событиях, когда евреи, соблазненные мидьянскими женщинами, стали поклоняться кнаанскому идолу Бааль Пэору, вследствие чего в еврейском лагере начался мор и, если бы не решительные действия Пинхаса, еврейский народ был бы уничтожен Богом. Это упоминание Бааль Пэора и сопутствующих ему событий говорит о том, что члены делегации были уверены в том, что поселившиеся за Иорданом колена построили жертвенник с целью идолопоклонства.

    Грех Бааль Пэора не был окончательно прощен евреям, и члены делегации опасаются того, что теперь гнев Бога разгорится с новой силой, и это навлечет беду на весь еврейский народ. Поэтому они упоминают о том, что мор, случившийся в результате греха Бааль Пэора, косил не только занимавшихся идолопоклонством грешников, но и «общину Господа», то есть тех, кто остался верен иудаизму, и причиной этого было то, что они совершавшемуся идолопоклонству не препятствовали («Мецудат Давид»).

  18. А вы отворачиваетесь сегодня от Господа, и будет, если вы взбунтуетесь сегодня против Господа, завтра на всю общину Израиля разгневается Он.

    Ральбаг и «Даат Микра» говорят, что гнев Господа будет направлен против всего еврейского народа, потому что все евреи ответственны один за другого, и этот принцип уже приводил к нежелательным результатам, например, к поражению евреев под Аем в результате греха Ахана, как было описано в главе 7.

    «Мецудат Давид» говорит, что члены делегации объясняют главам поселившихся  к востоку от Иордана колен, что они просто обязаны протестовать против жертвенника и всячески препятствовать совершению греха, иначе наказаны будут все евреи, как это произошло в результате греха Пэора.

  19. Но если нечиста земля владения вашего, перейдите себе в землю владения Господа, в которой находится Храм Господа, и внутри нас владейте, а против Господа не бунтуйте и против нас не бунтуйте, строя себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего.

    В Торе ни разу не упоминается, что кто-то из Праотцев построил жертвенник за пределами Кнаана. Более того, как сказано в мидраше Берешит Раба (7, 8), еврейские территории, расположенные к востоку от Иордана, непригодны для строительства Храма, а пригодна лишь территория Кнаана. Поэтому члены делегации Пинхаса высказывают предположение, что поселившиеся за Иорданом колена построили себе жертвенник из-за того, что считали, что к востоку от Иордана нет Божественного Присутствия, из-за этого они не находятся под покровительством Бога и должны каким-то образом приспосабливаться к местным условиям и к местным богам (Раши и «Мецудат Давид»). «Но если ваша территория нечиста, по вашему мнению, - говорят члены делегации главам колен, поселившихся за Иорданом, - то и построенный вами жертвенник не сможет ее освятить!» («Даат Микра»).

    Поэтому они предлагают поселившимся за Иорданом коленам перебраться в Кнаан и поселиться на территории, которую им выделят проживающие в Кнаане колена. И члены делегации решаются на такое драматическое предложение из-за опасения, что если эти колена продолжат заниматься идолопоклонством, то пострадают все без исключения колена, включая проживающих в Кнаане.

    Кнаан назван здесь владением Господа, потому что в Кнаане, в Шило, находился временный Храм. И напоследок члены делегации предостерегают поселившихся за Иорданом колена от строительства жертвенников на территории Кнаана, так как после того, как был возведен Храм в Шило, вступил в силу запрет строительства жертвенников, находящихся вне Храма, даже если они были предназначены не для идолопоклонства, а для принесения жертв Богу, и каждый такой жертвенник являл собой не что иное, как бунт против Бога.

  20. Разве Ахан бен Зерах не присвоил из херема, и на всю общину Израиля был гнев, а он один не умер из-за греха его»».

    Члены делегации напоминают главам поселившихся за Иорданом колен о событиях, которые были описаны в главе 7, когда Ахан присвоил себе трофеи, захваченные евреями в ходе завоевания Йерихо, в результате чего евреи потерпели поражение и понесли потери во время следующего сражения за город Ай. И если такие пагубные для еврейского народа последствия случились после греха, совершенного одним человеком, то в данном случае, когда грешат два с половиной колена, последствия должны быть гораздо более серьезными (р. Йосеф Каро).

    Смысл не совсем понятной фразы «а он один не умер из-за греха его» состоит в том, что Ахан не был единственным погибшим в результате совершенного им греха, а вместе с ним погибли много других, не имевших к греху прямого отношения евреев.

  21. И ответили сыны Реувена, и сыны Гада, и половина колена Менаше, и говорили главам тысяч Израиля:

  22. «Владыка, Бог, Господь! Владыка, Бог, Господь! Он знает и Израиль узнает, если с бунтом и с предательством Господа – не спасай нас сегодня!

    Начало предложения переведено в соответствии с мнением «Даат Микра», который считает, что слова «Владыка, Бог, Господь!» - это формулировка начала клятвы именем Бога, и по причине сильного волнения главы колен Реувена, Гада и половины колена Менаше произнесли ее два раза.

    В соответствии с точкой зрения Раши и «Мецудат Давид», начало предложения следует писать без восклицательных знаков, и переводить, как «Владыка богов, Господь!». На первый взгляд такое прочтение текста граничит с отрицанием принципов монотеизма, но это совсем не так. Дело в том, что такое прочтение базируется на каббалистическом понимании устройства мироздания, и, как об этом вкратце пишет «Мецудат Давид», Господь управляет нашим миром посредством определенных ангелов, каждый из которых ответственен за какой-либо тип поступающей в наш мир энергии. Эти ангелы иногда называются богами, и именно им поклоняются идолопоклонники, которым известны некоторые методы воздействия на этих ангелов, с помощью которых, надо признать, они иногда добиваются тех или иных результатов. Таким образом, главы поселившихся за Иорданом колен, восклицая «Владыка богов, Господь!», как раз отмежевываются от идолопоклонства, и говорят, что настоящий Владыка – это Господь.

    Несмотря на то, что Раши и «Мецудат Давид» придерживаются одного и того же мнения относительно прочтения начала нашего предложения, они расходятся во мнениях относительно того, почему фраза «Владыка богов, Господь!» была произнесена дважды. «Мецудат Давид» считает, что для того, чтобы подчеркнуть сказанное, а Раши говорит, что первый раз они имели в виду наш мир, а во второй – мир грядущий.

    «Он знает» означает, что Бог знает как обстоят дела на самом деле, то есть про то, что мы чисты перед ним. «И Израиль узнает» - после того, как мы выскажемся («Даат Микра»), или по прошествии некоторого времени («Мецудат Давид»).

    Далее главы колен Заиорданья так разволновались, что проглотили целую фразу, которую сказали только в следующем предложении, а наше предложение должно было звучать так: «...если с бунтом и с предательством Господа построили мы жертвенник...».

    Слово «если» в этом и в следующем предложениях тоже представляет собой одну из формулировок клятвы.

    И, наконец, последнюю фразу «...не спасай нас сегодня!» они произнесли, обращаясь непосредственно к Богу, и говоря Ему, что если Он усматривает в построенном жертвеннике бунт и предательство по отношению к Нему – пусть не сдерживает свой гнев и покарает их сегодня же (Раши, «Мецудат Давид» и «Даат Микра»).

  23. Построить нам жертвенник, отвернувшись от Господа, и если вознести на него Олу и Минху, и если сделать на нем жертвы Шламим – Господь спросит!

    Сначала, как уже говорилось выше, главы колен Заиорданья дополняют то, что они пропустили в предыдущем предложении, а затем отвечают на обвинения, высказанные им членами делегации в предложении №16.

    Ола, Минха и Шламим – разные виды жертв.

    «Господь спросит» означает, что если жервенник действительно был построен для совершения жертвоприношений – Господь спросит с нас за этот грех.

  24. Если не из опасения одной вещи сделали мы это, говоря: завтра скажут сыновья ваши сыновьям нашим, говоря: «Какое вам дело до Господа, Бога Израиля?

    Первая часть нашего предложения является прямым продолжением последней фразы предложения предыдущего, и на самом деле все должно звучать так: «Господь спросит, если не из опасения одной вещи сделали мы это...» («Мецудат Давид»).

    Слово «завтра» следует понимать не буквально, а в общем смысле, означающем «в будущем».

  25. Ведь границу дал Господь между нами и вами, сыны Реувена и сыны Гада, Иордан, нет вам доли в Господе!», и отстранят сыновья ваши сыновей наших от страха перед Господом.

    Здесь и далее в этой главе не упоминается половина колена Менаше, а лишь колена Реувена и Гада. Этому есть два объяснения. Одно из них заключается в том, что половина колена Менаше не была отделена от Кнаана границей, проходящей по реке Иордан, потому что территории половины колена Менаше простирались северней истоков Иордана. По второму из объяснений половина колена Менаше не упоминается потому, что, во-первых, колена Реувена и Гада составляли большинство населения территорий, расположенных к востоку от Иордана, и, во-вторых, потому что жертвенник находился вдалеке от территории половины колена Менаше, но поблизости от владений колен Реувена и Гада.

    «Нет вам доли в Господе» означает, что колена, проживавшие за Иорданом не имеют права приходить в Храм, который, как известно, находился на территории Кнаана. А «отстранят... от страха перед Господом» - силой воспрепятствуют возможности служить Господу в Его Храме.

    Таким образом, выясняется, что колена, проживавшие за Иорданом, опасались, что в будущем колена, проживавшие в Кнаане, не дадут им возможности поклоняться Богу в Храме.

  26. И поэтому сказали мы: «Сделаем себе, построим жертвенник, не для Олы и не для жертвы».

    Следует заметить, что в Торе описано несколько случаев, когда Праотцы и Моше строили жертвенники не для того, чтобы приносить на нем жертвы, а лишь для того, чтобы с него обратиться к Богу.

  27. Ибо свидетель он между нами и вами, и между поколениями после нас, служить служение Господу перед Ним Олами нашими, и жертвами нашими, и Шламим нашими, и не скажут сыновья ваши завтра сыновьям нашим: «Нет вам доли в Господе!»

    По словам глав колен, проживавших за Иорданом, цель возведения жертвенника была чисто символической: служить знаком того, что и у этих колен есть право на поклонение Господу в Храме, расположенном на территории Кнаана. «Мецудат Давид» говорит, что этот жертвенник был увеличенной копией жертвенника, который находился в Храме, и поэтому он являлся свидетельством того, что построившие его колена тоже являются представителями тех, кто исповедует иудаизм.

    «Служить служение Господу перед Ним» - имеется в виду служение Богу в Храме.

    Слова «...жертвами нашими, и Шламим нашими...» следует понимать, как «жертвами Шламим нашими». Либо слово «жертвы», упомянутое здесь между жертвами Ола и Шламим, означает все остальные существующие виды жертв.

  28. И поэтому сказали мы: «И будет, если скажут нам и поколениям нашим завтра, и скажем мы: «Посмотрите на конструкцию жертвенника Господа, которую сделали отцы наши: не для Олы, и не для принесения жертв, ибо свидетель он между нами и вами»».

    Конструкция жертвенника, точно такая же, как в Храме, должна была свидетельствовать о том, что и у колен, которые поселились за Иорданом, есть право на принесение жертв в Храме, расположенном в Кнаане.

  29. Позор от него нам, бунтовать против Господа и отворачиваться сегодня от Господа, строить жертвенник для Олы, и для Минхи, и для принесения жертв, кроме жертвенника Господа, Бога нашего, который перед Храмом Его».

    Слова «позор от него нам» объясняются по-разному. По мнению Радака и «Мецудат Давид», они означают, что строительство жертвенника для принесения жертв является позором само по себе, безотносительно к тому, что высказали им члены делегации. В соответствии с мнениями, приведенными «Даат Микра» речь идет о позоре от Бога, либо о позоре, который следует из бунта против Него.

  30. И услышал Пинхас ха-Коен, и старейшины общины, и главы тысяч Израиля, которые с ним, слова, которые говорили сыны Реувена, и сыны Гада, и сыны Менаше, и понравились они им.

  31. И сказал Пинхас бен Элазар ха-Коен сынам Реувена, и сынам Гада, и сынам Менаше: «Сегодня узнали мы, что Господь среди нас, ибо не предали вы Господа этим предательством, и таким образом спасли сынов Израиля от руки Господа».

    Говоря «сегодня узнали мы...», Пинхас в своих словах ссылается на то, что сказали поселившиеся за Иорданом колена в предложении №22: «...и Израиль узнает...».

    О том, каким образом колена Реувена, Гада и половина колена Менаше спасли сынов Израиля от руки Господа, говорит «Мецудат Давид». По его мнению, построив жертвенник, эти колена предотвратили возможность того, что проживающие в Кнаане колена не дадут возможности проживающим за Иорданом коленам посещать Храм, за что они наверняка подверглись бы Божественному наказанию.

  32. И вернулся Пинхас бен Элазар ха-Коен и старейшины от сынов Реувена и от сынов Гада из Земли Гилада в Землю Кнаан к сынам Израиля, и вернули им ответ.

    Следует заметить, что здесь не упоминается вторая должность, которую занимали старейшины, а именно главы тысяч, то есть военачальники колен. Причиной этого является то, что после выяснения отношений с поселившимися за Иорданом коленами надобность в военной операции отпала.

  33. И понравился ответ сынам Израиля, и благословили Бога сыны Израиля, и не сказали восстать на них армией, уничтожить землю, в которой сыны Реувена и сыны Гада проживают.

    Евреи поблагодарили Бога за то, что Он надоумил их послать делегацию прежде, чем начинать войну («Мецудат Давид»).

  34. И назвали сыны Реувена и сыны Гада жертвенник, ибо свидетель он между нами, что Господь – Бог.

    Здесь не хватает слова «свидетель», и начало предложения должно выглядеть так: «И назвали сыны Реувена и сыны Гада жертвенник свидетелем, ибо...».

У Вас недостаточно прав для комментирования.

Stats counter, realtime web analytics, heatmap creator