Книга Йехошуа

Глава 11

  1. И было, как услыхал Явин, царь Хацора, послал к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа.

    До Явина дошли сведения о походе Йехошуа по южным районам Кнаана, и он решил собрать большую армию для того, чтобы дать отпор Йехошуа. С этой целью он разослал письма всем царям севера страны, а упоминаемые здесь цари Мадона, Шимрона и Ахшафа – правители, обладавшие самыми большими войсками (Ральбаг и «Даат Микра»).

    Из того, что царя Хацора во времена судьи Дворы тоже звали Явин, можно сделать вывод, что Явин – не имя царя Хацора, а его титул, подобно тому, что царей Египта звали фараонами, царей Иерусалима – Малки Цедек или Адони Цедек, а царей Грара – Авимелех. Либо это может объясняться тем, что цари Хацора любили имя Явин, так же, как короли Франции любили имя Людовик («Даат Микра»).

    Хацор – один из самых больших и известных городов Кнаана. Упоминается в манускриптах различных народов (египтян, вавилонян и пр.), начиная с периода Праотцев. Во времена Йехошуа Хацор на правах сюзерена владел множеством кнаанских царств северной части страны. Во времена Дворы царь Хацора именовался царем Кнаана. Хацор занимал очень важное стратегическое положение на центральном перекрестке дорог, уходивших от него к Бейт Шеану и Мегидо на юг, к Цору (Тир) и Цидону на северо-запад, к Дамаску и городам, расположенным на берегу Евфрата – на северо-восток («Даат Микра»).

    Курган Тель Хацор (33° 1'2.67"N, 35°34'5.81"E) расположен в километре юго-западнее кибуца Аелет ха-Шахар, представляет собой самый большой курган Израиля (площадью около 800 дунамов), очень хорошо раскопан (раскопки продолжаются каждой весной), является национальным парком и достопримечательностью мирового значения. Раскопаны, например, царский дворец кнаанского периода, городские ворота, построенные Шломо (точно такие же раскопаны в Мегидо и в Гезере), система водоснабжения Хацора и т.д. Возле городской части кургана, к северу от нее, расположен огромный «двор» (площадью около 700 дунамов), давший название городу: «двор» на иврите «хацер» (חצר). Этот «двор» использовался для проживания бедных слоев населения, а также для содержания лошадей («Даат Микра»).

    Курган Тель Хацор

    Вид кургана Тель Хацор с высоты птичьего полета:

    Курган Тель Хацор с высоты птичьего полета

    Мадон – древний кнаанский город. Упоминается в египетских источниках, начиная с периода египетского рабства. Считается, что Мадон – это Хирбат Мадьян (32°47'53.36"N, 35°27'34.72"E), которая находится на одной из вершин потухшего вулкана Керен Хитим к западу от Тверии:

    Мадон

    Вид  Хирбат Мадьян с высоты птичьего полета:

    Хирбат Мадьян с высоты птичьего полета

    Имена царей Шимрона и Ахшафа не указаны, вероятно потому, что они являлись вассалами царя Хацора («Даат Микра»).

    Шимрон – древний кнаанский город. Упоминается в нееврейских источниках, начиная с периода Праотцев. Уже в Иерусалимском Талмуде идентифицировался, как Симуния (Мегила 1, 1), так же считали составители Септуагинты. Курган Тель Симуния, или Тель Шимрон (32°42'14.61"N, 35°12'51.90"E), находится в северной части Изреэльской долины, в 2.5 км северо-восточнее поселка Нахалаль, и своей восточной границей прилегает к поселку Тимрат:

    Шимрон

    Вид кургана Тель Симуния:

    Курган Тель Симуния

    Ахшаф также являлся древним кнаанским городом. Обладал хорошо укрепленной крепостью. Местоположение его не совсем ясно. Часть исследователей считают, что сейчас Ахшаф – это курган Тель Кайсан (32°52'21.95"N, 35° 9'3.67"E), который находится в 9 км. к юго-востоку от Акко («Даат Микра»):

    Ахшаф - Тель Кайсан

    Вид кургана Тель Кайсан:

    Вид кургана Тель Кайсан

    Другая их часть полагает, что Ахшаф – это Тель Харбадж, он же Тель Регев (32°45'30.88"N, 35° 5'25.35"E), который находится на въезде в поселок Кфар Хасидим («Даат Микра»):

    Ахшаф - Тель Харбадж

    Вид кургана Тель Харбадж:

    Ахшаф - Тель Регев

  2. И к царям, которые с севера: на Горе, и в Степи юга Кинерета, и в Предгорьях, и в областях Дора с запада.

    «С севера» означает «в северной части Кнаана». Эта фраза описывает в общих чертах район рассылки царем Хацора своих писем. Далее перечисляется, куда именно он их послал («Даат Микра»).

    «На Горе» - имеются в виду Верхняя Галилея вплоть до реки Литани и Ливанские горы.

    «В Степи» - имеется в виду северная часть Иорданской долины (южная ее часть тогда уже находилась под контролем Йехошуа), а точнее - «юг Кинерета», то есть район Иорданской долины, который находится к югу от Кинерета (Раши, «Мецудат Цион» и «Даат Микра»).

    «Предгорья» - холмистая местность, расположенная ниже, чем «Гора». Имеется в виду Нижняя Галилея.

    «Области Дора» - города-вассалы Дора. Дор был древним кнаанским городом-портом на Средиземном море. Сейчас представляет собой курган Тель Дор (32°36'58.82"N, 34°54'56.50"E) на берегу моря северней киббуца Нахшолим:

    Дор

    Вид кургана Тель Дор с высоты птичьего полета:

    Курган Тель Дор 

  3. Кнаани с востока и с запада, и эмори, и хетти, и призи, и йевуси на Горе, и хиви под Хермоном в стране Мицпа.

    После того, как вначале были указаны союзные царства, а затем были определены занимаемые ими территории, сейчас следует перечисление их населения с этнической точки зрения. Следует заметить, что здесь перечислены только шесть из семи народов, так как к этому времени народ гиргаши уже покинул Кнаан, переселившись в Северную Африку («Даат Микра»).

    Перечисление народов начинается с кнаани, так как к этому народу принадлежал царь Хацора, который инициировал создание северного союза. Насчет кнаани говорится, что он проживал «с востока и с запада», что означает с востока и с запада от Горы, то есть от Галилеи. То же самое в свое время рассказали Моше посланные им разведчики: «Кнаани сидит на море и возле Иордана» (Бамидбар 13, 29).

    Эмори, хетти, призи и йевуси, в отличие от кнаани, были жителями гор.

    См. карты расселения народов в комментарии к главе 3, предложению №10.

    Народ хиви, как уже говорилось, проживал и в центре Кнаана, и на севере. Хиви центра страны (Гивон и его города-союзники) заключили мирный договор с Йехошуа, и теперь речь идет не о них, а о северной популяции хиви, которая, как здесь сказано, проживала под Хермоном в стране Мицпа. Прежде всего следует заметить, что под Хермоном в данном случае имеется в виду не сама гора Хермон, а весь горный хребет, который начинается в районе истоков Иордана и проходит оттуда на северо-запад. То есть здесь идет речь о том, что народ хиви проживал у подножья         хребта Хермона. Страна Мицпа – это прежде всего район истоков Иордана, а также местность, находящаяся к северу от них. Самому названию Мицпа есть несколько объяснений. Одно из них состоит в том, что на иврите «мицпа» (מצפה) означает что-то вроде наблюдательного пункта, с которого просматриваются все окрестности. В данном случае смысл в том, что хиви проживали в высоко расположенной местности, с которой просматривались все близлежащие районы. Еще одно объяснение состоит в том, что Мицпа – это название одного из главных городов хиви в их северном варианте. Часть исследователей считает, что Мицпа – это в настоящее время городок Хацбайа (33°23'51.00"N, 35°40'59.74"E) расположенный на северном склоне Хермона (Южный Ливан):

    Мицпа - Хацбайа

    Другая их часть считает, что Мицпа была расположена там, где сейчас находятся развалины крепости Нимрода (33°15'8.11"N, 35°42'54.42"E) на израильских Голанских высотах, примерно в 3.5 км к юго-западу от поселка Неве-Атив:

    Мицпа - крепость Нимрода

    Вид крепости Нимрода с высоты птичьего полета:

    Крепость Нимрода с высоты птичьего полета

  4. И вышли они и все их лагеря с ними, народ, многочисленный, как песок, который на берегу моря, по численности, и лошади, и колесницы многие очень.

    Конница и боевые колесницы давали местным царям неоспоримое преимущество, так как евреи ими не обладали, и вся армия Йехошуа представляла собой пехоту («Даат Микра»).

  5. И договорились все цари эти, и пришли, и встали вместе лагерем к Мэй Мером, воевать с Израилем.

    Цари договорились собрать свои армии возле места под названием Мэй Мером и там принять бой с армией Йехошуа («Мецудат Цион» и «Даат Микра»).

    Название Мэй Мером говорит о том, что это место связано с водой: на иврите «мэй» (מי) – не что иное, как сопряженная форма существительного «маим» (מים), то есть «вода». Таким образом выходит, что Мэй Мером можно перевести, как Воды Мерома, где «Мером» - название города, то есть речь идет об источниках, расположенных возле города Мером («Даат Микра»).

    Близость к пресной воде была очень важным фактором для объединенного войска северных царств Кнаана, которое было очень большим и к тому же располагало конницей («Даат Микра»).

    Мером представлял собой древний кнаанский город, известный так же из нееврейских источников. Местоположение его до сих пор неясно. Часть исследователей считают, что в настоящее время Мером – это Мейрон (32°59'18.51"N, 35°26'24.10"E), поселок в Верхней Галилее недалеко от Цфата:

    Мером - город Мейрон

    Другие исследователи считают, что Мэй Мером – это богатая водными источниками долина к югу от ливанской деревни Марун Э-Рас (33° 5'54.33"N, 35°27'47.78"E):

    Мером - Марун Э-Рас

    Вместе с тем оба этих предположения вызывают серьезные сомнения, так как расположенные в гористой местности Мейрон и долина возле Марун Э-Рас были местами, труднодоступными для оснащенных тяжелыми колесницами армий кнаанских царей, которые двигались в условиях бездорожья. Кроме того, забегая вперед, можно усомниться в том, что Йехошуа стал бы заходить вглубь территории противника, оставляя в своем тылу множество незахваченных городов-крепостей Кнаана, жители которых с легкостью могли отрезать армию Йехошуа от ее основной базы в Гилгале. Поэтому логичнее предположить, что место Мэй Мером находилось в одной из долин, расположенных возле гор Галилеи. Может быть, Мером – это не что иное, как Мерон, который будет упомянут далее (12, 20), и который находился рядом с Шимроном в северной части Израэльской долины, богатой водными источниками и колодцами с пресной водой («Даат Микра»). 

  6. И сказал Господь Йехошуа: «Не бойся их, ибо завтра в это время Я отдам их всех убитыми перед Израилем; лошадей их вырви, а колесницы их сожги огнем».

    Что такое «вырывание лошадей» объясняется в трактате Авода Зара Вавилонского Талмуда (13, 1). Оказывается, что это не что иное, как подрезание коленных сухожилий, в результате чего лошадь становится непригодной к ведению боевых действий («Даат Микра»).

    «Мецудат Цион» придерживается более радикальной точки зрения и говорит, что Йехошуа должен был отрубить кнаанским лошадям ноги, начиная от коленного сустава.

    Возникает логичный вопрос: зачем Йехошуа было приказано уничтожить и кнаанских лошадей, и их колесницы? Ведь евреи могли их использовать в качестве трофеев и тем самым многократно увеличить свою боевую мощь?

    Ответ на этот вопрос дает Ральбаг. Оказывается, этот приказ был отдан именно для того, чтобы евреи не могли усилиться с военной точки зрения. Усилившись за счет использования боевых колесниц и конницы, они бы стали расценивать следующие свои победы, как результат своей боевой мощи, начали бы полагаться только на свои возможности и перестали бы полагаться на Бога, из-за чего в конце-концов крепко бы пострадали. Такого наверняка бы не случилось, если бы евреи продолжали оставаться плохо оснащенной армией пехотинцев.

  7. И пришел Йехошуа, и весь народ войны с ним, к Мэй Мером внезапно, и напали на них.

    Йехошуа появился возле Мэй Мером, когда его совсем не ожидали, и внезапно ворвался в лагеря армии кнаани («Даат Микра»).

  8. И отдал их Господь в руки Израиля, и ударили их, и преследовали их до Большого Цидона, и до Мисрефот Маим, и до долины Мицпа на восток, и били их до тех пор, пока не осталось выживших.

    Большой Цидон – известный кнаанско-финикийский город, названный по имени Цидона, первенца Кнаана и находившийся на северной границе территории кнаани. Из того, что здесь рассказывается про Большой Цидон, логично сделать вывод о том, что в то время существовал Малый Цидон тоже. И действительно, в стелле Санхерива упоминаются оба города, и Большой Цидон, и Малый. Большой Цидон и сейчас носит название Цидон (33°33'18.07"N, 35°22'17.14"E), и расположен на ливанском побережье Средиземного моря («Даат Микра»):

    Цидон

    В отличие от Цидона, идентификация которого однозначна, насчет Мисрефот Маим существуют разногласия, как относительно того, где они находились, так и относительно того, что они собой представляли. Принимая в расчет, то, что «мисрефа» (משרפה) на иврите – это «топка», а «маим» (מים) - как уже было сказано, «вода», Раши на основании перевода на арамейский Йонатана, а за ним и «Мецудат Давид», объясняют, что речь шла о месте, в котором из морской воды выпаривали соль. Для этого на побережье моря проводили длинные борозды, в которые волны нагоняли морскую воду, а затем эта вода испарялась, оставляя соль. То есть здесь опять идет речь о побережье Средиземного моря.

    «Даат Микра» предлагает другой вариант. Он обращает внимание на то, что арабский корень с-р-ф (ש-ר-פ) означает «высота», то есть «мисрафот» означает «высокое место». В скобках следует заметить, что такой же корень с подобным значением присутствует также и в иврите: ангелы одного из высоких разрядов называются «срафим» (откуда пошло русское имя «Серафим»). Если «мисрафот» это «высоты», то «мисрафот маим» означает «водные высоты», то есть высоко расположенную местность, богатую водными источниками. Значит, согласно версии «Даат Микра» «Мисрефот Маим» находились в Ливанских горах. И действительно, в Ливанских горах есть несколько богатых водой районов, которые до сих пор называются «мисрефот»: одно возле озера Каттина к юго-западу от Хомса, и три в районе сирийского города Гама (танахический Хамат).

    Долина Мицпа – не что иное, как часть страны Мицпа (см. выше предложение №3), по всей видимости район современного города Баальбек в северной части Ливанской долины («Даат Микра»).

    Получается, что объединенная армия кнаани бежала в трех направлениях: одна часть – в сторону побережья Средиземного моря (к Цидону), другая часть – в горные районы центральной части страны (Мисрефот Маим), а третья – на восток в сторону страны Мицпа.

  9. И сделал им Йехошуа, как сказал ему Господь: лошадей их вырвал, а колесницы их сжег огнем.

  10. И вернулся Йехошуа в то время, и захватил Хацор, и царя его ударил мечом, ибо Хацор прежде – голова всех царств этих.

    После того, как Йехошуа закончил разгром объединенной армии северных царств, он сразу же вернулся на юг, чтобы захватить Хацор. Причиной этому было то, что, как сказано в конце предложения, Хацор до этого времени («прежде») являлся сюзереном всех северных царств, действия которых после падения Хацора некому стало координировать. Следует заметить, что значение Хацора, как главного царства северного региона, упоминается также в нееврейских источниках того времени, например, в свитках Тель Эль-Амарна («Мецудат Цион» и «Даат Микра»).

    Из того, что убийство царя Хацора упоминается после взятия города, видно, что царь Хацора бежал с поля боя и укрылся в Хацоре, где и был найден воинами Йехошуа («Даат Микра»).

  11. И всякую душу, которая в нем, мечом уничтожили, ни осталось ни души, а Хацор сжег огнем.

  12. И все города царей этих, и всех царей их захватил Йехошуа и побил их мечом, уничтожил их, как приказал Моше, раб Господень.

  13. Но все города, которые не разрушились, не сжег Израиль, кроме Хацора, только его сжег Йехошуа.

    Те города, стены которых во время штурма уцелели, Йехошуа сжигать не стал (Раши и «Мецудат Давид»).

    Хацор же был сожжен, так как играл роль столицы северного региона, и его уничтожение должно было пагубно повлиять на мораль местного населения (Радак).

  14. И все трофеи городов этих, и скот, взяли себе сыны Израиля, только всякого человека мечом убили, до тех пор, пока не уничтожили их, не оставили ни души.

  15. Как велел Господь Моше, рабу Его, так велел Моше Йехошуа, и так сделал Йехошуа, не пропустил ничего из всего, что велел Господь Моше.

  16. И взял Йехошуа всю Землю эту: Гору, и весь Негев, и всю Землю Гошен, и Предгорья, и Степь, и Гору Израиля, и Предгорья ее.

    Предложения 15-20 подводят итог завоевания всего Кнаана армией Йехошуа.

    Глагол «взять» неоднократно используется в Танахе в значении «захватить» («Даат Микра»).

    Здесь говорится о том, что Йехошуа захватил всю Землю Кнаан, а затем перечисляются семь географических областей, ее составляющих («Даат Микра»).

    «Гора» - имеются в виду горы Иудеи (см. комментарий к главе 10, предложению №40) («Даат Микра»).

    «Негев» - район, расположенный к югу от гор Иудеи (см. там же) («Даат Микра»).

    «Земля Гошен» - район, который на севере граничит с Негевом, а на юге – с Египтом («Даат Микра»).

    «Предгорья» - имеются в виду южные предгорья, то есть предгорья гор Иудеи. Следует заметить, что выше, в предложении №2, речь шла о северных предгорьях, то есть о предгорьях гор Галилеи («Даат Микра»).

    «Степь» - имеется в виду вся Иорданская Долина, включающая в себя как ее северную часть (ту, что выше в предложении №2 называется «степи юга Кинерета»), так и южную (вплоть до Мертвого моря), а также так называемую Иорданскую Впадину, которая тянется от южного окончания Мертвого моря и доходит до Красного моря («Даат Микра»).

    «Гора Израиля» - это горы центральной и северной частей Кнаана, и они включают в себя район, который далее будет определен, как Гора Эфраима (то, что сейчас называется горами Самарии), Галилейские горы и, возможно, южную часть гор Ливанских («Даат Микра»).

    Радак, а за ним и «Мецудат Давид», дают объяснение того, почему этот район называется «Гора Израиля». Дело в том, что «Израиль» было вторым именем праотца Яакова. А Яаков, как описано в Торе (Берешит 33, 18), купил возле Шхема, т.е. в этом районе, земельный участок, где и поселился. Впоследствии город Шхем был завоеван его сыновьями. В пользу этой версии говорит то, что существуют нееврейские письменные свидетельства того, что древние египтяне называли этот район Горой Яакова.

    «Предгорья ее» - предгорья горы Израиля, то есть район, расположенный к западу от гор Галилеи, например ха-Шарон, а также долины, которые их пересекают с запада на восток, как, например, долина Звулуна, Изреэльская долина и Нижняя Галилея («Даат Микра»).

    Все это можно отобразить на карте следующим образом:

    Кнаан - Географические зоны

  17. От Гладкой горы, поднимающейся к Сеиру, и до Бааль Гада в долине Ливана под горой Хермон, и всех царей их схватил, и ударил их, и убил их.

    Гладкая гора – юго-восточная оконечность земель, завоеванных Йехошуа («Даат Микра»).

    По всей видимости, эта гора получила свое название из-за того, что на ней не произрастала растительность («Даат Микра»).

    Большинство исследователей, основываясь на схожести названий, идентифицируют Гладкую гору, как Джабаль Халайким (30°51'42.59"N, 35° 1'50.64"E), но они наверняка ошибаются, и настоящая Гладкая гора находится намного южнее:

    Гладкая гора

    Следует заметить, что перевод Йонатана на арамейский, а за ним и «Мецудат Давид», интерпретирует ивритское название «Хар ха-Халак» (הר החלק) не как «Гладкая гора», а как «Гора, разделенная надвое»: «лехалек» (לחלק) на иврите означает «разделять».

    Сеир – название, противоположное Гладкой горе: «сеир» (שעיר) дословно переводится, как «волосатый», то есть здесь идет речь о горах, покрытых густой растительностью. Раши в комментарии на книгу Судей (3, 26) дает определение сеиру, как густому лесу, состоящему из тонких деревьев, в котором можно легко укрыться.

    Сеир – название горного хребта, который проходит восточнее Степи к югу от Мертвого моря, в настоящее время – территория Иордании:

    Сеир

    Бааль Гад – северо-восточная оконечность территории, которую захватил Йехошуа. Большинство исследователей считают, что сейчас это – город Баальбек в Ливане (34° 0'31.72"N, 36°12'39.93"E):

    Бааль Гад

    Долина Ливана – долина Бекаа, расположенная между западным Ливанским хребтом и Антиливаном на востоке («Даат Микра»)

    «Под горой Хермон» - к северу от Хермона в широком понимании, то есть не от горы Хермон, а к северу от Хермонского хребта.

  18. Многие дни делал Йехошуа со всеми царями этими войну.

    Эти многие дни, как следует из того, что скажет Калев в главе 14, предложении №10, по мнению комментаторов, длились семь лет. Вместе с этим, Йосиф Флавий в своем труде «Еврейские Древности» утверждает, что война длилась не семь лет, а пять. Причина этого расхождения в том, что Йосиф Флавий от того, что сказал Калев («45 лет») отнял 40 лет странствий в пустыне, хотя на самом деле с момента инцидента с разведчиками и до того, как евреи перешли ручей Заред, прошло не 40 лет, а всего 38 («Даат Микра»).

    Отсюда можно сделать вывод о том, что война в северной части Кнаана была затяжной и гораздо более тяжелой, чем война на юге. И все же Мидраш Танхума, а за ним Раши и Ральбаг видят здесь намек на то, что Йехошуа намеренно затягивал войну («Сначала старался все делать быстро, а потом начал лениться», - говорит Ральбаг), так как, на основании сказанного ему Богом («...ты наделишь этот народ Землей..» – глава 1, предложение №6) считал, что будет продолжать жить до тех пор, пока весь Кнаан не окажется в руках евреев.

  19. Не было города, который заключил мир с сынами Израиля, кроме хиви, жителей Гивона, все взяли войной.

    Отсюда видно, что перед началом вторжения Йехошуа дал возможность жителям Кнаана заключить мир с евреями. Как сказано в Иерусалимском Талмуде (Швиит 16, 2), прежде, чем пересечь Иордан и начать активные военные действия, Йехошуа три раза рассылал письма во все кнаанские царства, в которых предлагал их жителям либо эмигрировать, либо заключить мир (включая уплату налогов и соблюдение семи заповедей для сыновей Ноаха), и предостерегал, что те, кто не выполнит ни того, ни другого, будут уничтожены.

    Как было сказано выше (глава 9, предложение №17), вместе с Гивоном заключили мир с евреями еще три города (Кфира, Беэрот и Кирьят-Йаарим). Здесь же упоминается только Гивон, как главный город союза заключивших мир хивийских городов.

  20. Ибо от Господа было укрепить сердца их перед войной с Израилем, чтобы уничтожили их без проявления милосердия, дабы уничтожить их, как велел Господь Моше.

    То, что почти ни один из городов Кнаана не пожелал заключить мир с Йехошуа, являлось результатом Божественного вмешательства, что уже встречалось и ранее, во время событий в Египте и во время войны с Сихоном. Причиной этому по мнению Мальбима было нежелание Бога оставлять местных жителей на своих местах, чтобы они не склоняли евреев к идолопоклонству.

  21. И пришел Йехошуа в то время, и извел великанов с Горы: с Хеврона, с Двира, с Анава, и со всей Горы Йехуды, и со всей Горы Израиля, с их городами уничтожил их Йехошуа.

    Как будет сказано ниже (в главе 14), операцией по уничтожению великанов руководили глава клена Йехуды Калев бен Ифунэ и его зять Отниэль бен Кназ, но здесь сказано, что великанов извел Йехошуа. Причина этому состоит в том, что Йехошуа командовал всей армией, и поэтому все ее успехи и неудачи записывались на его счет (Ральбаг, «Мецудат Давид» и «Даат Микра»).

    «В то время» - после окончания широкомасштабной северной кампании Йехошуа занялся зачисткой неподавленных очагов сопротивления на уже завоеванной территории («Даат Микра»).

    Великаны – древнее племя, представители которого отличались высоким ростом. Великаны впервые упоминаются в книге Берешит (6, 4), а затем фигурируют в донесении разведчиков, которых послал Моше (Бамидбар 14, 33). Из этих источников мы знаем, что великаны строили хорошо укрепленные города, обнесенные высокими стенами. Более всего разведчиков впечатлили стены Хеврона, который был тогда населен великанами («Даат Микра»).

    Как видно из нашего предложения, великаны являлись жителями гор, и селились в городах, разбросаных по всей гористой части Кнаана: как в ее южной области (Гора Йехуды), так и в северной и центральной (Гора Израиля) («Даат Микра»).

    Хеврон, как уже было сказано, в то время был населен великанами, и об этом упоминали еще посланные Моше разведчики: «И пришли к Хеврону, а там Ахиман, и Шешай, и Талмай – сыны великана» (Бамидбар 13, 22). И несмотря на то, что сам Хеврон был уже взят Йехошуа во время его южной кампании, великаны засели в городской крепости Кирьят-Арба, и именно оттуда их потом выковыривал Калев («Даат Микра»).

    Двир – см. комментарий к главе 10, предложению №38. Двир тоже был взят Йехошуа во время южной операции, но, как и в Хевроне, великанов тогда уничтожить не удалось, и засели внутри крепости Двира, которая носила название Кирьят-Сефер. В соответствии с другим мнением, которые было приведено выше, малочисленность личного состава армии Йехошуа не позволяла ему оставлять гарнизоны во всех взятых им городах, в результате чего в ряде случаев после ухода евреев эти города опять были заселены местными жителями и впоследствии их приходилось брать вторично («Даат Микра»).

    Считается, что Анав – это Анаб Э-Цаир (31°24'47.99"N, 34°57'22.52"E), находящийся на территории ПА в северной части арабской деревни Дахария. Анав находился на 6 км юго-восточнее Двира:

    Анав

    Южные районы гор Кнаана названы здесь Горой Йехуды, потому что они после раздела страны между коленами отойдут во владения именно этого колена («Даат Микра»).

    Несмотря на то, что здесь написано «с их городами», это следует понимать, как «в их городах». Рамбан объясняет, что несмотря на высокий рост и страшный вид этих великанов, они испугались сильнее остальных народов, и даже не помышляли о том, чтобы вести какие-либо военные действия. Вместо этого они наглухо забаррикадировались в своих укрепленных городах и были уничтожены после их завоевания. 

  22. Не осталось великанов в земле сынов Израиля, только в Азе, в Гате и в Ашдоде остались.

    Далее (глава 13, предложение №3) об Азе, Гате и Ашдоде будет говориться, как о городах, населенных плиштим, но в период захвата по крайней мере часть их жителей составляли великаны («Даат Микра»).

    Насчет Азы – см. комментарий к главе 10, предложению №41.

    Насчет местоположения Гата мнения исследователей расходятся. Часть их считает, что сейчас Гат – это курган Тель Ерани (31°36'45.25"N, 34°47'11.07"E), который расположен к востоку от современного города Кирьят-Гат, рядом с шоссе №35.

    Гат - Тель Ерани

    Это довольно большой курган, площадью в 250 дунамов, и на самом деле состоит из двух разных курганов, один из которых большой, а другой – маленький (примерно в 20 дунамов). В прошлом курган методично раскапывался, и в результате раскопок обнаружилось, что большой курган скрывает в себе семь культурных слоев, а маленький – двенадцать, начиная с периода средней бронзы и заканчивая персидским периодом. При раскопках маленького кургана были обнаружены глиняные предметы египетского происхождения, которые были датированы 4-м тысячелетием до н.э.(!).

    Другая часть исследователей определяет, как Гат, курган Тель Цафит (31°42'15.83"N, 34°51'1.52"E), расположенный в 3 км. к юго-юго-востоку от Кфар Менахема и в 3 км. восточнее шоссе №6:

    Гат - Тель Цафит

    Этот курган очень хорошо раскопан, сначала в 1899 г. англичанами, а начиная с 1996 г. и по сей день – профессором Аароном Мэиром из университета Бар Илан. В кургане были найдены многочисленные предметы, в том числе и относящиеся к периоду завоевания. Раскопкам профессора Мэира посвящен интернетовский сайт http://faculty.biu.ac.il/~maeira/. Кроме того, курган Тель Цафит представляет собой национальный парк. Вид кургана Тель Цафит с высоты причьего полета:

    Вид кургана Тель Цафит с высоты птичьего полета

    Ашдод – древний город-крепость. Находился возле Прибрежной дороги из Египета в Вавилон. Сейчас представляет собой курган Тель Ашдод (31°45'27.82"N, 34°39'30.03"E), который находится между современным Ашдодом и поселком Сдэ Узияху, слева от шоссе №4 в двух километрах южнее перекрестка Ад Алом:

    Ашдод

    Курган периодически раскапывался, начиная с 1962 года, и найденные в нем вещи можно встретить в различных израильских музеях. Вид кургана Тель Ашдод с высоты птичьего полета:

    Курган Тель Ашдод

  23. И взял Йехошуа всю эту Землю, все, как говорил Господь Моше, и отдал ее Йехошуа в надел Израилю в соответствии с их разделением на колена, и Земля успокоилась от войны.

    Отсюда можно сделать вывод о том, что Йехошуа завоевал всю Землю Израиля, но, как выяснится в дальнейшем, он уничтожил не всех местных жителей. Внутри границ захваченных Йехошуа территорий осталась обширная «Оставшаяся Земля», главным образом в районе побережья Средиземного моря, на которой все еще проживали представители кнаанских народов. Границы этой Оставшейся Земли, не считая небольших нееврейских анклавов внутри наделов колен, будут описаны в главе 13. Границы анклавов будут определены в главе 1 книги Судей («Даат Микра»).

    Получается, что Йехошуа разделил землю между коленами, не дожидаясь окончательной ее зачистки от местного населения, в результате чего часть колен получили наделы, которые они не могли использовать. Это привело к серии малых военных конфликтов между коленами и оставшимся местным населением, так что то, что сказано в конце этого предложения («Земля успокоилась от войны») относится к тотальной войне, которую вел Йехошуа, а не к продолжавшимся малым войнам между коленами и месными жителями («Даат Микра»).

    Следует заметить, что по словам мудрецов раздел Земли Израиля между коленами представлял собой не событие, а процесс, продолжавшийся в течение семи лет («Даат Микра»).

    В этом месте книги Йехошуа, то есть после окончания описания событий большой войны, Ральбаг подводит промежуточные итоги и делает следующие «жизненные» выводы:

    • Гарантия проживания еврейского народа на своей земле и в своей стране – неукоснительное соблюдение ими Торы. И именно для того, чтобы подчеркнуть это, Йехошуа повел народ к Шхему, и там возле гор Гризим и Эйваль был произведен обряд благословления и проклятия.

    • Прежде, чем начинать что-либо делать, нужно все взвесить и обдумать, посоветоваться и т.д., и даже, когда кажется, что все ясно и обдумывать нечего, все равно нужно действовать осмотрительно, и не кидаться действовать сломя голову. Другими словами, принцип «семь раз отмерь, один – отрежь». Евреи же в случае с жителями Гивона этого не сделали, а когда опомнились – уже было поздно и ничего уже нельзя было сделать, хотя, заключив мир с представителями одного из семи подлежащих уничтожению кнаанских народов, евреи нарушили одну из заповедей, записанных в Торе.

    • Из случая с жителями Гивона следует также, что после того, как дана клятва, даже если эта  клятва получена обманом, ее обязательно нужно исполнять, в особенности когда идет речь о клятве, данной неевреям, потому что нарушение такой клятвы приведет к осквернению Имени Бога, чего нельзя допускать ни в коем случае.

    • Правитель должен сделать все от него зависящее для того, чтобы защитить своих подданных. Вернемся к случаю с жителями Гивона. После того, как они обманным путем заключили с евреями мир, у евреев возникла проблема, связанная с  тем, что, как бы они не поступили, все равно нарушили бы одну из заповедей. Уничтожив жителей Гивона, они бы совершили грех клятвопреступления, а оставив их в живых – нарушили бы заповедь уничтожения жителей Кнаана. В этой ситуации пятеро царей эмори, выступив против Гивона, оказывали большую услугу Йехошуа: ведь теперь, бездействуя, он мог без нарушения клятвы сделать так, чтобы жители Гивона перестали существовать. И все же Йехошуа, совершив ночной марш-бросок длиной в 30 км. из Гилгаля в район Гивона, вступает в бой с этими пятью царями и тем самым спасает жителей Гивона от неминуемого уничтожения.

    • Человек всегда должен различать главные задачи и второстепенные, и действовать сообразно этим различиям. После того, как пятеро царей эмори укрылись в пещере возле Македы, Йехошуа дает указание завалить вход в пещеру большими камнями, оставляет возле входа в пещеру охрану и продолжает преследование и уничтожение противника, не давая ему укрыться в укрепленных вражеских городах. И только потом, после того, как армия эмори прекратила свое существование, Йехошуа возвращается к Македе для того, чтобы заняться судьбой этих пяти царей.

    • Когда человек видит, что у него что-то получается, ему нужно не останавливаться и развивать успех. Если же в такой ситуации человек остановится и отложит продолжение начатого на завтра, то неизвестно, сможет ли он завтра задуманное осуществить. Этот вывод следует из сопоставления хода войны с южными и с северными царями. В ходе южной кампании Йехошуа действовал стремительно и не останавливаясь, и завоевание южных земель произошло очень быстро. В ходе же северной операции он действовал не торопясь, что привело к тяжелой и продолжительной войне, как было сказано выше.

У Вас недостаточно прав для комментирования.

Stats counter, realtime web analytics, heatmap creator